О музее

История

Проекты

 

 

Электроэнергетика в России и за рубежом
Информационно-справочный портал

 

 

1886–1917

 

Во второй половине XIX века основным источником энергии в российской промышленности была «паровая сила». Но постепенно ей на смену стало приходить электричество. Вначале «электрическую силу» использовали для освещения, затем ей нашли применение и в других сферах, прежде всего, в области связи и городского транспорта.

В 1910-е годы складываются две новые отрасли: электротехническая промышленность, производящая, в частности, электромоторы и кабели, и электроэнергетика, генерирующая само электричество.

К 1915 году в России уже были осуществлены первые практические шаги в области электрификации, сформулированы основные стратегические положения развития энергетики, созданы проекты крупнейших электростанций – Волховской и Днепровской ГЭС и даже рассматривалась идея создания метрополитена. В этот период суммарная мощность российских электростанций выросла по сравнению с 1905 годом почти в пять раз и составила 1,4 млн кВт. Однако две войны и две революции разрушили экономику страны и остановили развитие энергетической отрасли.

План Московской кабельной сети в 1897 г. Рисунок Московского отделения общества электрического освещения.
1897. РГАЭ

План Московской кабельной сети в 1910 г. Рисунок Московского отделения общества электрического освещения.
1910. РГАЭ

Центральная городская электростанция в Санкт-Петербурге.
1911. МИРМЭ

Центральная городская электростанция в Санкт-Петербурге. Турбодинамомашина Цёлли. 3000 kw.
1911. МИРМЭ

Центральная городская электростанция в Санкт-Петербурге. Старый распределительный щит (реконструирован в 1904)
1911. МИРМЭ

VII Всероссийский Электротехнический съезд. 27 декабря 1912 – 5 января 1913 гг. Сидят (слева направо): 1. Дрейер Л.В. 3. Лапиров-Скобло М.Я. 4. Угримов Б.И. 5. Поливанов М.К. 7. Шателен М.И. 9. Вашков Н.Н. 10. Спицин А.А. Стоят: 4. Старков В.В. 8 Авенариус А.М.

Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1861–1919) – инженер, создатель техники трехфазного тока (двигатель переменного тока, генератор переменного тока, трехфазная систему передачи электроэнергии). Большую часть жизни прожил в Германии

На одной из Московских трамвайных подстанций. В центре, за столом, сидит Л.В. Дрейер – помощник заведующего службы распределения тока
1907. РГАЭ

Московский трамвай. Электрические часы на Манежной площади
Москва, 1912. МИРМЭ

Московский трамвай. Прокладка кабеля по Софийской набережной
Москва, 1912. МИРМЭ

Московский трамвай. Установка столбов электропередачи
Москва, 1912. МИРМЭ

Портативный щелочной генератор фирмы Reiniger, Gebbort und Schall, Германия.
1910-е гг.

Зажим для бумаг с рекламой фирмы «Русское Общество “Всеобщая компания электричества”. Санкт-Петербургское отделение»
Начало ХХ в. Дар А.Б.Чубайса.

Личные вещи и записная рабочая тетрадь инженера Михаила Константиновича Поливанова – директора Московской городской электрической железной дороги (трамвая)
1907. Из семейного архива Поливановых

Инженер М.К.Поливанов (1875–1927) – директор Московcкой городской железной дороги (трамвая), профессор Императорского Московского высшего технического училища; впоследствии – участник разработки плана ГОЭЛРО.
Фото из семейного архива Поливановых. 1907

   

«Стоимость энергии». Страница из записной рабочей тетради инженера М.К.Поливанова – директора Московкой городской электрической железной дороги (трамвая). Из семейного архива Поливановых. 1907

   

Русские инженеры

В последней трети XIX века русские инженеры предложили ряд важнейших изобретений, повлиявших на ход электрификации во всем мире. В 1875 году русский военный инженер, электротехник и предприниматель Павел Николаевич Яблочков (1847–1894) изобрел электрическую свечу – первую модель дуговой лампы. В 1976 году он уехал в Париж, где получил патент на это изобретение. Разработанная им система электрического освещения была продемонстрирована на Всемирной выставке 1878 года в Париже. В 1870 году другой русский электротехник и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин (1847–1923) создал лампу накаливания с тонкими угольными стержнями, которую запатентовал в 1874 году. Лодыгин проводил опыты и демонстрации электрического освещения: осветил улицу в Петербурге в Песках, Адмиралтейство и Галерную гавань. Для реализации своей идеи он создал товарищество «Лодыгин и Ко», однако это предприятие не было успешным и Лодыгин уехал в Париж, где организовал ламповую фирму «Лодыгин и Делиль». В 1906 году американская фирма «Дженерал электрик» приобрела патент Лодыгина на лампу накаливания с металлической нитью. За годы работы во Франции и США он изобрел электропечь, электромобиль, строил заводы и метро. В 1889 году Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1861–1919) построил трехфазный двигатель и электрическую систему, по которой на расстояние 175 км передавался трехфазный ток напряжением 8500 В и мощностью 220 кВт. Доливо-Добровольский первым обнаружил, что самый экономичный способ передачи энергии на расстояние – сверхвысокие напряжения в миллионы вольт и постоянный ток. Вынужденный эмигрировать из России, Доливо-Добровольский почти всю жизнь прожил в Германии, но не отказался от русского подданства.

В 1880 году по инициативе пионеров русской электротехники В. Н. Чиколева, А. Н. Лодыгина и П. Н. Яблочкова был организован VI (элетротехнический) отдел Русского технического общества. VI отдел РТО устраивал Электрические выставки, издавал журнал «Электричество», а также проводил Всероссийские электротехнические съезды. В период с 1900 по 1913 год в России прошло семь электротехнических съездов. На них, в частности, рассматривались проблемы стратегии развития энергетической отрасли. Одним из главных был вопрос о том, где лучше строить тепловые электростанции: в промышленных регионах – с тем, чтобы подвозить к ним топливо, – или, напротив, в местах добычи топлива, чтобы затем передавать электроэнергию по линиям электропередачи. Большинство российских ученых склонялись ко второму варианту. Впоследствии многие активные деятели VI отдела РТО и участники электротехнических съездов – А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Р. Э. Классон, М. А. Шателен и др. – приняли участие в разработке и реализации Плана ГОЭЛРО. В ХХ веке судьбы русских инженеров складывались непросто, а нередко и трагично: одни уехали из России, спасаясь от революции и гражданской войны, другие умерли от голода и лишений, погибли на фронте или сгинули в застенках ЧК. Хотя квалифицированные инженеры были востребованы в период восстановления народного хозяйства, тем не менее, они подвергались гонениям как «буржуазные специалисты», а в 1930-х годах многие из них попали в лагеря или были расстреляны.

Титульный лист памятного альбома II Всероссийского электротехнического съезда в Москве.
1903. Из личного фонда Б.И. Угримова. РГАЭ

Страница из альбома фотографий участников II Всероссийского электротехнического съезда в Москве. Внизу слева – Б.И.Угримов, будущий зам. председателя комиссии ГОЭЛРО.
1903. Из личного фонда Б.И. Угримова. РГАЭ

Страница из альбома фотографий участников II Всероссийского электротехнического съезда в Москве. Вверху справа – проф. П.С.Осадчий, будущий зам. председателя Госплана СССР, осужден по делу «Промпартии» (1930).
1903. Из личного фонда Б.И. Угримова. РГАЭ

Участники VII Всероссийского Электротехнического съезда в Москве. Сидят спиной за столом (слева направо): 2. А.М.Авенариус 3. Б.И. Угримов 4. М.Я.Лапиров-Скобло. Сидят лицом (справа налево): 1. В.В.Старков 2. Л.Б. Красин. 3 Н.Н.Вашков, между Старковым и Красиным – Л.В.Дрейер.
27 декабря 1912 – 5 января 1913. РГАЭ

Группа секретарей VII Всероссийского Электротехнического съезда в Москве. На обороте надпись: «Многоуважаемому Л.В. Дрейеру от помощников секретарей VII-го Всероссийского Электротехнического съезда в Москве».
27 декабря 1912 – 5 января 1913. РГАЭ

Московские инженеры Л.В. Дрейер и Г.Д. Дубелир (слева).
4 мая 1908. РГАЭ

Свидетельство, выданное инженеру-технологу Л.В. Дрейеру в удостове¬рение того, что он состоит издателем журнала «Электрическая энергия». Петербург.
22 декабря 1901. РГАЭ

Диплом А.В. Винтера об окончании С-Петербургского политехнического института. 7 декабря 1912. РГАЭ
09. Инженер Александр Васильевич Винтер (1878-1958). Окончил Петербургский политехнический институт (1912), работал помощником начальника, а затем начальником строительства первой в России районной электростанции на торфе («Электропередача», ныне ГРЭС им. Р. Э. Классона). Впоследствии начальник Шатурстроя, Днепростроя, зам. Наркома тяжелой промышленности СССР, директор энергетического института им. Г.М. Кржижановского (1944). Действительный член АН СССР (1932). Фото с автографом.
1925. РГАЭ

Инженер Александр Васильевич Винтер (1878-1958). Окончил Петербургский политехнический институт (1912), работал помощником начальника, а затем начальником строительства первой в России районной электростанции на торфе («Электропередача», ныне ГРЭС им. Р. Э. Классона). Впоследствии начальник Шатурстроя, Днепростроя, зам. Наркома тяжелой промышленности СССР, директор энергетического института им. Г.М. Кржижановского (1944). Действительный член АН СССР (1932). Фото с автографом.
1925. РГАЭ.

Студенты электротехнического факультета Петербургского политехнического института. Крайний слева – инженер Е.Н.Добротворский, третий справа в переднем ряду – П.Л.Капица. Выпуск 1917 года. Из семейного архива Добротворских.
11. Лаборатория электротехники проф. А.А.Эйхенвальда при Московском высшем инженерном училище.
Москва, 1911. МИРМЭ

Лаборатория электротехники проф. А.А.Эйхенвальда при Московском высшем инженерном училище.
Москва, 1911. МИРМЭ

Руководство и инженерный состав Центральной электрической станции трамвая Акционерного общества Вестингауз.
С.-Петербург, 1907. ЦГАКФФД

Группа инженеров завода электромеханического оборудования Сименса и Гальске.
Петербург, 1912. ЦГАКФФД

Карл фон Сименс (1829–1906), руководитель русского филиала акционерного общества Сименс и Гальске, главный акционер «Общества электрического освещения 1886 года», основатель кабельного и электромеханического заводов с Петербурге.
1880-е гг. ЦГАКФФД

Группа инженеров завода электромеханического оборудования Сименса и Гальске.
Петербург, 1912. ЦГАКФФД

   

Группа рабочих и служащих завода «Динамо» с представителями 14 Сибирского стрелкового полка.
Петроград, осень 1917. ЦГАКФФД

   

Электростанции

В 1886 году К. Ф. Сименс учредил в России акционерное «Общество электрического освещения 1886 года». В том же году, по договору с Городской управой, Общество построило в Москве первую электростанцию (ЦЭС), которая находилась в Георгиевском переулке (сейчас в этом здании находится выставочный зал «Новый Манеж»). Первоначально на электростанции были установлены 4 паровые машины по 200 л.с. и шесть котлов, дававших пар давлением 10 кг/см2. Электростанция была подключена к подземной кабельной сети, снабжавшей электроэнергией район города в радиусе 1 км.

В 1887 году в Царском Селе была открыта электростанция постоянного тока с протяженностью воздушной сети около 64 км. Через три года станция была переведена на однофазную систему переменного тока напряжением 2 кВ. В этот период Царское Село стало одним из первых в Европе городов, которые целиком освещались с помощью электричества.

В 1901–1905 годы в России сооружались трехфазные электростанции. Их строили в основном на месте добычи топлива, на водопаде или на запруде реки, а энергию транспортировали в близлежащие города для использования в коммунальном хозяйстве и в промышленности. Такие электростанции стали называть районными.
В 1912 году было образовано «Петербургское общество электропередач силы водопадов», которое в 1913 и 1914 годах представило инвесторам проекты строительства электрических станций в окрестностях Петербурга и в Карелии. В эти же годы в Москве возникли: общество «Электропередача», «Общество электрических центральных станций» и «Центральная электрическая компания».

Однако все российские электростанции обслуживали небольшое число потребителей и не были связаны между собой. Они также существенно различались по значениям величин тока и частот, поскольку при разработке этих станций не существовало никакой единой системы.

Важным проектом в области сооружения станций, обеспечивающих энергией крупные промышленные районы, стало строительство под Москвой ТЭС «Электропередача». Введенная в строй в 1914 году станция давала электроэнергию для промышленности и коммунального хозяйства Московской и Владимирской губерний и была самой крупной в мире ТЭС, которая работала на местном топливе – торфе. Строительство «Электропередачи», находившейся в 70 км от Москвы, положило начало практическому развитию воздушных высоковольтных линий.

Впервые в России «Электропередачу» включили параллельно другой электростанции, которая работала с 1897 года на Раушской набережной в Москве (ныне – 1-я МОГЭС). В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор станции «Электропередача» Г. М. Кржижановский. В его докладе содержались основные принципы, которые через пять лет были положены в основу Плана ГОЭЛРО.

Первая электростанция Общества электрического освещения в Москве (угол Георгиевского переулка и Большой Дмитровки). С начала Использовалась как выставочный зал Электротехнических съездов.
Москва, 1903. МИРМЭ

Выставка электрооборудования, приуроченная ко II электротехническому съезду.
Москва, 1903. МИРМЭ

Центральная электрическая станция на Раушской набережной (МОГЭС-1; построена в 1887).
Москва, 1912. РГАЭ

Общий план участка и здания Центральной электрической станции.
Москва, 1910. РГАЭ

Центральная электростанции акционерного общества Вестингауз.
Петербург, 1907. ЦГАКФФД

Типовая котельная электрической станции. Схематический план в разрезе.
1911. МИРМЭ

Старый машинный зал Центральной электростанции на Раушской набережной. Переоборудован в 1911 г.
Москва, 1912. МИРМЭ

Насосное оборудование Центральной электростанции на Раушской набережной. Москва, 1912. МИРМЭ

Распределительное оборудование Центральной электростанции на Раушской набережной. Москва, 1912. МИРМЭ

Дизель 300 л.с. на Центральной электростанции.
Москва, 1912. МИРМЭ

Электрическая станция императорских московских театров.
Москва, 1912. МИРМЭ

Цех машиносборочной мастерской Общества электрического освещения.
Москва, 1912. МИРМЭ

Электромотор, произведенный на заводе акционерного общества русских электромеханических заводов «Сименс и Гальске».
Петербург, 1913. ЦГАКФФД.

Линия электропередачи 216 вольт на Лесной улице.
Москва, 1912. МИРМЭ.

Фонарь уличного электрического освещения.
Москва, 1912. МИРМЭ.

   

Ординарная акция бельгийского «Общества электрического освещения в Санкт-Петербурге».
1910-е гг.

   

Электрический трамвай

Применение электричества на транспорте началось с создания городских трамваев. Первый трамвай, созданный по проекту инженера А. Е. Струве, пустили 2 мая 1892 года в Киеве. Затем трамвай появился в Нижнем Новгороде, Витебске, Одессе, Казани, Твери и в ряде других промышленных городов.

В Петербурге и Москве трамвай появился позднее из-за конкуренции с конками. Владельцы конок, частные и акционерные общества, получившие в свое время права на устройство «конно-железных дорог», долго не хотели возвращать эти права обратно. Закон Российской Империи стоял на их стороне, а в выданных лицензиях говорилось, что городская управа в течение пятидесяти лет не может без их согласия использовать на улицах какой-либо другой вид транспорта.

В Москве трамвай пошел 26 марта 1899 года, а в Петербурге – лишь 16 сентября 1907 года, несмотря на то, что первая трамвайная линия там была проложена еще в 1894 году, прямо по льду Невы.

До революции большинство трамвайных сетей были узкоколейными. Однако две крупнейшие сети страны – Московская и Петроградская – были ширококолейными. Некоторые города имели по две сети разной колеи, например, в Нижнем Новгороде верхняя сеть была узкоколейной, а нижняя – ширококолейной.

В Москве для электроснабжения трамвая была построена специальная трамвайная электростанция (ныне – МОГЭС-2), которая открылась в феврале 1907 года на Болотной набережной, у Малого Каменного моста. Московская трамвайная станция работала на донецком угле и генерировала ток напряжением 6600 В с частотой 25 Гц, который передавался на девять тяговых подстанций, расположенных в разных точках города. На подстанциях переменный ток преобразовывался в постоянный напряжением 600 В, который и питал трамвайную сеть. К 1912 году трамвайная электростанция была расширена, ее энергию стали также использовать в промышленности и для освещения зданий.

Общий план сети электрических трамваев г. Москвы.
1913

Руководство и инженерный состав Московских городских железных дорог.
1-й ряд, сидят (слева направо): 1. В.И.Грибанов; 2. П.И.Юшков; 3. М.К.Поливанов (управляющий); 4. С.В.Челноков; 5. Н.И.Сушкин; 6. Н.А.Меглицкий; 7. П.К.Пешкеров; 8. К.К.Мнаков.
2-й ряд, стоят: 1. Ф.И.Шишов; 2. А.М.Авенариус; 3. С.П.Стафрин; 5. В.И.Ганешин; 7. Н.К.Жуков (архитектор); В.В.Новиков; 10. М.В.Уржумцев.
3-й ряд стоят: 1. В.Ф.Рейсгоф; 2. Н.Н.Вашков; 3. Л.В.Дрейер; 5. А.Е.Лобанов; 6. И.И.Соколов; 7. В.И.Худяков; 8. А.И.Богуш.
Москва, 1915. Из семейного архива Поливановых

Городская трамвайная электрическая станция у Малого Каменного моста (МОГЭС-2), построенная в 1907 г.
Москва, 1913. МИРМЭ

Котельная городской трамвайной электростанции.
Москва, 1912. МИРМЭ

Машинный зал городской трамвайной электростанции.
Москва, 1912. МИРМЭ

Мещанская тяговая подстанция (№ 8), построенная в 1911 г.
Москва, 1913. МИРМЭ

Замоскворецкая тяговая подстанция (№ 9).
Москва, 1914. МИРМЭ

Трансформаторная будка.
Москва, 1912. МИРМЭ

Прокладка электрического кабеля.
Москва, 1911. МИРМЭ

Монтаж рабочего провода на трамвайной линии у Театральной площади.
1900-е гг. МИРМЭ

Новосокольническое трамвайное депо.
Москва, 1916. МИРМЭ

Открытие первой линии трамвая в Петербурге.
1907. Фото К.Буллы

Моторный вагон трамвая Нюренбергского завода.
1910-е гг. МИРМЭ

Трамвай на маршруте около Красных ворот.
Москва, 1904. МИРМЭ

Трамвайная остановка.
Москва, 1910-е гг. МИРМЭ

   

Трамвайная линия вдоль Петербургского шоссе.
1910-е гг. МИРМЭ

   

 

© 2007–2010Музей энергии

Создание сайта«МедиаАртЛаб»

Адрес: 129344, Москва, ВВЦ, Проспект Мира, дом 119, строение 55.

Телефон: +7 (926) 213-94-07